Согласно статье 106 ТК РФ, время отдыха – это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
В соответствии со статьей 107 ТК РФ видами времени отдыха являются:
- Перерывы в течение рабочего дня/смены. По общему правилу в течение рабочего дня/смены работодатель должен предоставить работнику перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Кроме перерыва на обед, в силу специфики работы работникам должны предоставляться специальные перерывы — перерывы для обогревания и отдыха. Такие перерывы включаются в рабочее время;
- ежедневный (междусменный) отдых;
- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) Еженедельный непрерывный отдых не может быть менее 42 часов;
- нерабочие праздничные дни;
- отпуска.
Даже если работодатель пропишет требование в трудовом договоре или должностной инструкции о необходимости 24/7 отвечать нп рабочие звонки, оно будет недействительным, поскольку противоречит требованиям закона.
По смыслу подп. 5 п. 1 ст. 21 ТК РФ все граждане имеют право на отдых, а установление обязанности сотрудника в течение 24-х часов в сутки быть на связи нарушает это право.
!!! Соответственно, работник не обязан отвечать на звонки работодателя во время выходных дней.
При этом важно понимать, что хотя с точки зрения закона тот факт, что работник не отвечает работодателю на звонки вне рабочего времени, никак не должен влиять на трудовые правоотношения.
С точки зрения корпоративного взаимодействия подобное может негативно сказаться на личностных отношениях.
Однако, предусмотренные статьей 192 ТК РФ дисциплинарные взыскания, такие как: замечание, выговор или увольнение по соответствующим основаниям, за неответ на рабочие вызовы во время отдыха работодатель применить не вправе.
!!! Всегда помните, у Вас есть права, и закон Вас защищает.