Географические указания и НМПТПришёл черёд последнего из основных международных видов интеллектуальной собственности, самого уникального – географические указания и НМПТ (наименования мест происхождения товара). Что это есть такое и как оно выделяется? Данный термин появился сравнительно недавно, в 2019 году, и законодатель раскрывает географическое указание как обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением.

Для обывателя это объяснение довольно сложно. И при этом в повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с географическими указаниями. Вместо того, чтобы раскрывать и объяснять конкретную норму Гражданского кодекса, гораздо проще дать пример. Адыгейский сыр. Много разных сыров существует, но когда мы говорим об Адыгейском сыре, то мы уже представляем сыр с конкретными свойствами. Собственно, «Адыгейский» в названии сыра и есть НМПТ. И сыр такой может производиться только в Адыгее.

Географические указания и НМПТ понятия разные. Географические указания связаны именно с природными условиями. НМПТ связаны с природными условиями и культурными традициями народов, проживающих в определённом регионе. При этом в Роспатенте эти два разных термина сливаются в один, и хрусталь становится географическим указанием, а минеральная вода НМПТ. Тем не менее, введение такого вида интеллектуальных прав в законодательство позволило местным народам защитить свою культуру, так тот же Адыгейский сыр в 2018 году был оставлен за молочными заводами Адыгеи.

За заводами, именно во множественном числе. Географические отношения и НМПТ можно зарегистрировать несколькими лицами или даже ассоциациями и объединениями лиц. Такая возможность обусловлена тем, что каждый патент на географическое указание или НМПТ проходит специальную экспертизу, подтверждающую качество товара.

Существует один уникальный случая в международном и российском праве относительно сегодняшней темы, который нельзя не рассмотреть. Российское шампанское. Шампанское – это географическое указание, своего рода адыгейский сыр, много вин существует, а шампанское только одно, родом из Шампани. Россия участвует в международных соглашениях о защите интеллектуальной собственности, в том числе и о защите географических указаний, но, тем не менее, Российское шампанское ещё существует. Существует оно, потому что является «Российским шампанским» а не «Champagne», такой дуализм, который неудивителен, если вспомнить про проблемы с различием географических указаний и НМПТ. Роспатент объяснял эту ситуацию тем, что шампанское вошло во всеобщее употребление как название игристых вин.

Географические указания и НМПТ в силу своей новизны ещё только формируются в России как вид интеллектуальной собственности. В Роспатенте между ними не видят разницы, да и зарегистрировано всего 310 патентов на март 2023 года. Время этот спор разрешит, либо Роспатент начнёт правильно выдавать патенты, либо попросту два термина сольют воедино. Таким образом, все основные виды интеллектуальной собственности, которые существуют в международном и российском праве были рассмотрены, что будет дальше покажет время.

Нужна юридическая помощь? Рассмотрим вашу ситуацию с правовой точки зрения и составим пошаговый план действий для Вас. Звоните: 8(812) 715-33-37