У многих жителей нашей страны имеются в собственности или в аренде земельные участки. Соответственно, у таких людей, возникает обязанность платить законно установленный земельный налог.
Размер платы земельного налога определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, и оформляется и направляется налогоплательщику посредством налогового уведомления.
Гражданка К., являясь собственником земельного участка, не согласилась с размером подлежащего уплате земельного налога и обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействительным и отмене налогового уведомления и обязании произвести перерасчет земельного налога на земельный участок. В обоснование заявленных требований гражданка К. указала, что приказом департамента имущественных отношений края были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории субъекта федерации. Исходя из текста указанного документа следовало, что по состоянию на 01 января 2016 года кадастровая стоимость спорного земельного участка, принадлежавшего гражданке К., определена в меньшем размере, чем было улучшено ее положение как налогоплательщика, однако расчет налога за 2016, 2017 годы произведен из ранее установленной кадастровой стоимости указанного выше земельного участка (большей, чем установлено приказом), соответственно, нарушено ее право платить законно установленные налоги.
В суде первой инстанции гражданке К. не удалось отстоять свою правоту, решением суда первой инстанции в удовлетворении административных исковых требований было отказано. Суды апелляционной и кассационной инстанции оставили данное решение без изменения. В обоснование данного решения суды указали, что одна норма, указанного приказа, которая улучшает положение налогоплательщика, не может свидетельствовать о том, что данный документ однозначно улучшает положение налогоплательщика, необходимо оценивать всю совокупность положений данного нормативного правового акта применительно к налогоплательщикам. Более того, приказ подлежит применению только с 01.01.2018.
Не согласившись с указанными постановлениями судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, гражданка К. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации.
Изучив материалы дела, Судебная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что постановления нижестоящих судов приняты с нарушением действующего законодательства, а потому подлежат отмене. В обоснование принятого решения Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации указала следующее. Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализация законных интересов. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району. Приказ департамента имущественных отношений содержит прямое указание на то, что приказ вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования, соответственно он вступил в силу 16.12.2016, в связи с чем данный приказ применяется к налоговым правоотношениям с 01.01.2017, а не с 01.01.2018, как ошибочно указали нижестоящие суды. Иное означало бы произвольное исчисление земельного налога.
На основании вышеизложенного Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила ранее принятые судебные постановления и приняла по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований гражданки К.
Как определить размер земельного налога, который подлежит уплате?
Нужна юридическая помощь? Рассмотрим вашу ситуацию с правовой точки зрения и составим пошаговый план действий для Вас. Звоните: 8(812) 715-33-37