Про особенности заключения договора страхования

Страхование давно стало нормой жизни людей. Миллионы граждан России страхуют свое имущество и здоровье от рисков наступления несчастных случаев или других негативных последствий. Такие случаи, которые, указанные в договоре страхования, называются страховыми.

Если быть совсем точным, то законодательство РФ дает такое определение страховым случаям: «Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам».

Однако наша жизнь состоит из множества событий и предусмотреть все, тем более указав их в договоре, практически невозможно, поэтому споров между потребителями и страховыми компаниями тоже очень много.

При заключении договора страхование следует обратить особое внимание на предмет страхования, как он изложен и можно ли его трактовать по-разному. Часто страховые компании пытаются уйти от выплаты страховой премии по формальным обстоятельствам, ссылаясь на то, что тот или иной случай не является страховым по договору.

Один из таких случаев стал предметом разбирательства Верховного суда РФ (Определение № 18-КГ17-27 от 21.03.2017). Гражданин обратился с иском к страховой компании о взыскании суммы страхового возмещения и компенсации морального вреда. В обоснование требований истец указал, что между ним и страховой компанией заключен договор страхования от несчастных случаев, к страховым рискам отнесено, в том числе, наступление инвалидности в результате несчастного случая. В период действия договора истцу была установлена I группа инвалидности вследствие заболевания. Страховая компания возражала, указывая на то, что заболевание не относится к несчастным случаям, от коих гражданин был застрахован.

Однако суды не согласились с позицией страховой компании. Ими было указано, что Страховая компания несет ответственность за своевременное предоставление потребителю необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах), обеспечивающей возможность их правильного выбора, так как у потребителя нет специальных познаний о его свойствах и характеристиках.

В заявлении о заключении договора страхования, так и в полисе отсутствовало указание на какое-либо различие между наступлением инвалидности от несчастного случая и от заболевания, равно как и то, что инвалидность вследствие болезни исключается из числа страховых случаев по договору. Суды также указали, что обязанность доказывания надлежащего исполнения обязательство по информированию потребителя лежит на страховой компании.

Сделав такие выводы, суд удовлетворил требования гражданина, взыскав сумму страхового возмещения и компенсацию морального вреда.

Из изложенного следует сделать вывод, что при заключении договора страхования с ответственностью отнеситесь к изучению текста заключенного договора и полису. Обратитесь к специалистам, оказывающим юридическую помощь, для правовой оценки договора страхования, ведь сотрудники страховой компании в первую очередь заинтересованы в продаже договора страхования, чем в реальной помощи Вам.

И самое главное — при возникновении спорных ситуаций со страховой компанией не принимайте все доводы страховой компании на веру, так как в большинстве случае они рассчитывают, что Вы не пойдете обжаловать их решение, а сразу же обращайтесь за квалифицированной юридической помощью.

Нужна юридическая помощь? Рассмотрим вашу ситуацию с правовой точки зрения и составим пошаговый план действий для Вас. Звоните: 8(812) 715-33-37