Ранее были рассмотрены виды интеллектуальной собственности, присутствующей в Гражданском законодательстве России в месте с их характерными особенностями. Также было раскрыто понятие исключительных прав на интеллектуальную собственность, теперь же череда говорить о том, как свои права на интеллектуальную деятельность «закрепить» в правовой среде.
В целом можно выделить две кардинально различающихся группы интеллектуальной собственности в поднятой теме: авторские права и остальные. Такое различение можно довольно просто объяснить – большая часть прав на интеллектуальную собственность (товарные знаки, патенты, НМПТ) существует для коммерческой сферы жизни и неразрывно связаны с экономической деятельностью.
Авторские права же не обязательно приносят прибыль своему владельцу, тот может и исключительно в культурных целях творить. Таким образом, вышеозначенные группы можно назвать как коммерческие и некоммерческие.
Проще всего объяснить принцип работы коммерческой группы интеллектуальной собственности, что неудивительно. Регистрацией патентов, товарных знаков, географических указаний, НМПТ и прочего занимается Роспатент, несмотря на своё название.
В зависимости от объекта интеллектуальной собственности различаются и требования к ним, так для товарного знака необходимо приложить его визуальное воспроизведение, охарактеризовать его и указать перечень товаров и услуг, к которым будет относиться данный товарный знак.
Для Патента необходимо подготовить реферат, объясняющий принцип работы изобретения/полезной модели/промышленного образца, с приложением схем, который затем будут анализировать специалисты Роспатента на предмет удовлетворения требованиям (которые были указаны в статье о Патентных правах), общее для них – новизна.
О географических указаниях и НМПТ предстоит отдельный разговор. В Роспатенте до сих пор царит беспорядок относительно этих двух видов интеллектуальной собственности (напомню, ГУ – исключительно природные особенности региона, например сорт ягоды, НМПТ – природные и культурные особенности, например, гжель). Для их регистрации необходимо описать место происхождения и обосновать его связь с регистрируемым товаром.
Требования для географических указаний и НМПТ, разумеется, разные, но это не мешает Роспатенту регистрировать минеральную воду и как НМПТ (№319 вода Малка), и как географическое указание (№318 Нагутская-56), когда в описании каждого из видов говорится об особенностях именно сырья, а кулинарное блюдо, чьей особенностью является не сырьё, а метод приготовления, становится географическим указанием! (№314 Шницель по-Биробиджански).
Хотелось бы и упомянуть в настоящей статье возникновение прав собственности на результаты авторской деятельности, но боюсь, эта тема довольно обширна (а скорее спорна из-за недосказанности в законодательстве), а потому лучше будет разобрать её в следующий раз.