Условия возврата товара надлежащего качества, проданного дистанционным способом.Продажа товаров дистанционным способом регулируется общей нормой – ст. 497 ГК РФ, а если покупателем выступает физическое лицо, приобретающее соответствующий товар в порядке розничной купли-продажи для личных, семейных, домашних и иных нужд, которые не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – «Закон»), конкретно в ст. 26.1; а также п.п. 12-27 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи (утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463) (далее – «Правила»).

В случае продажи товара ненадлежащего качества, ответственность за возврат денежных средств (соответствующие расходы) несет продавец, а перечисление им денежных средств, вырученных с продажи товара на счет третьего лица не освобождает его от обязанности возврата средств покупателю.

В случае продажи качественного товара, п. 4 ст. 26.1 Закона и п. 22, п. 45 Правил предусматривают специальные правила по возврату такового. Так, возврат технически сложного товара, проданного дистанционным способом возможен в случае, если сохранены потребительские свойства и товарный вид, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки.

Судебная практика подтверждает то обстоятельство, что если при повреждении только лишь упаковки товара, сохраняется его целостность и потребительские свойства не утрачиваются, потребитель не может рассчитывать на отказ от договора купли-продажи (Апелляционное определение Московского городского суда от 08.11.2019 по делу № 33-50950/2019).

В отношении ювелирных изделий надлежащего качества, проданных дистанционным способом, п. 51 Правил устанавливается аналогичное правило о возможности возврата таковых при сохранении товарного вида и документа, подтверждающего факт и условия покупки, при этом добавляется третье условие – сохранение потребительских свойств ювелирного изделия п. 51 Правил).

Отсутствие документа, который бы подтверждал факт покупки товара, не лишает потребителя ссылаться на иные доказательства, подтверждающие указанное обстоятельство (п. 4 ст. 26.1 Закона).

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Как и в случае с продажей товара потребителю оффлайн способом, п. 4 ст. 13 и п. 5 ст. 14 Закона возлагают бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на продавца (изготовителя) (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

Для взыскания штрафа, в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона потребитель может составить и направить в адрес продавца претензионное письмо в целях дальнейшего подтверждения отказа восстановления нарушенных прав в добровольном порядке, хотя такой (претензионный) порядок и не предусмотрен в соответствии с законом (Апелляционное определение Московского городского суда от 30.05.2019 по делу № 33-9742/2019).

Юрист Адвокатского Бюро «№1 Де-Юре» А.М. Пехтерев.

Нужна юридическая помощь? Рассмотрим вашу ситуацию с правовой точки зрения и составим пошаговый план действий для Вас. Звоните: 8(812) 715-33-37