Обязателен ли досудебный порядок в спорах о защите прав потребителейПодача претензии в спорах о защите прав потребителей считается настолько привычным действием, что многие уверены в том, что без претензии невозможно обращение в суд.

На самом же деле закон о защите прав потребителей не предусматривает обязательного досудебного порядка для споров о защите прав потребителей. То есть, если у Вас возникли претензии по качеству оказанных вам услуг или товаров, Вы вправе обратиться в суд напрямую, минуя продавца/исполнителя. Зачем же в таком случае все перед обращением в суд обращаются с претензией к продавцу (исполнителю)?

К слову – всегда рекомендуем обращаться с досудебной претензией и мы.

Во-первых, есть большой шанс, что спор удастся урегулировать без суда. Немногие продавцы готовы стоять на своем в случае своей неправоты. Еще больше из них переживают за свою репутацию настолько, что готовы удовлетворять даже самые нелепые претензии потребителей добровольно. Следовательно, существует большой шанс, что Ваш спор удастся урегулировать мирно, и не придется тратить время и деньги на судебное разбирательство.

Такой вариант не устроит разве что тех, кто страдает потребительским терроризмом (это когда покупатели специально ищут в магазине просроченную сметану, а потом обращаются в суд с многомиллионным иском о возмещении компенсации морального вреда).

Во-вторых, именно подача досудебной претензии в случае, если она будет проигнорирована или оставлена без удовлетворения, в судебном разбирательстве открывает для Вас сразу два дополнительных преимущества:

  • право требовать взыскания неустойки за неудовлетворение требования потребителя в досудебном порядке (от 1 до 3 % от цены договора, важно — за каждый день просрочки);
  • штраф в размере половины взысканных в Вашу пользу сумм. То есть, если суд взыщет в пользу потребителя 20 000 рублей, сверху будет взыскано ещё 10 000 рублей (даже если Вы этого не просили — с целью защиты потребителя, как слабой стороны правоотношений, у суда есть право применять такую санкцию к продавцу/исполнителю даже в случае, если потребитель об этом не просил).

Таким образом, подача претензия хоть и не является обязательной, соблюдение досудебного порядка в спорах о защите прав потребителей нами крайне рекомендуется.